Русская православная церковь

Спасо-Преображенский собор (Углич)

Спасо-Преображенский собор

Кремль в Угличе был заложен в 937 году, тогда же, когда началось строительство города. Он располагался на волжском берегу, был окружен деревянной крепостной стеной и рвом. В течение нескольких веков после основания Кремль представлял собой маленький укрепленный город. Внутри крепостных стен стоял главный собор и дома простых горожан, в 13 веке здесь разместился княжеский двор. Во время польско-литовской интервенции кремль был почти полностью разрушен, но горожане восстановили его. В настоящее время в комплекс угличского Кремля входят Спасо-Преображенский собор, Богоявленский собор, Палаты угличских удельных князей, церковь Царевича Димитрия «на крови».

На самом берегу Волги стоит величественное здание Спасо-Преображенского собора. Он был построен в первой половине 13 века и сразу же стал главным храмом Углича. Первоначально, как и все древнерусские церкви, он был деревянным, но уже в 1485-1487 годах, при князе Андрее Васильевиче Большом, на его месте строится новый каменный Спасо-Преображенский собор. Он представлял собой высокий четырехстолпный храм, увенчанный одной главкой. С трех сторон он был окружен галереей, украшен росписями и иконами.

В конце 1591 году в Спасо-Преображенском соборе был похоронен «невинно убиенный» царевич Димитрий. Его останки только в 1606 году перенесли в Москву. В 1611 году собор был разграблен и сожжен польско-литовскими захватчиками, а все жители, укрывшиеся в нем, были перебиты. Когда захватчики ушли, оставшиеся в живых жители Углича начали восстанавливать свою главную святыню, заново покрытии стены росписями и развесили на стенах иконы. За два столетия существования собор сильно обветшал и уже не поддавался реконструкции. Возникла необходимость возведения нового здания Спасо-Преображенского собора. Оно было построено в 1700-1706 годах.

Новый Спасо-Преображенский собор был построен в стиле «нарышкинского барокко», но в нем были сохранены и черты традиционного русского зодчества. В плане он представляет собой просторный двухъярусный четверик, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный пятью главками на высоких барабанах. Фасады храма разделены лопатками на три части, украшены кокошниками, классическими колоннами, карнизом, изящными наличниками окон. С восточной стороны к фасаду примыкает трехаспидная алтарная часть, с северной – Похвальский придел, с западной – паперть. С южной стороны расположен основной вход, украшенный белокаменным порталом. Придел, паперть и южный портал были построены в 30-х годах 19 века в стиле классицизма.

Внутреннее оформление храма по-своему уникально. Дошедшие до наших дней росписи стен и внутренних сводов относятся к началу 19 века. Они выполнены в классической манере и представляют собой копии с картин итальянских художников Г. Рени, Гверчино и Доминикано на евангельские сюжеты. На северной стене расположена композиция «Преображение» – искусная копия с одноименной картины Рафаэля. Другие храмовые росписи изображают земную жизнь Иисуса Христа и Двунадесятые праздники, иллюстрируют евангельские притчи. На самом верху изображена фигура Господа Саваофа.

Внутренний интерьер храма щедро оформлен различными декоративными элементами – мраморными колоннами, арками, капителями, различными поясками. В алтарной части, приделах и на паперти большинство росписей забелено, а сохранившиеся датируются 30-50-ми годами 19 века.

В 1929 году собор как действующий православный храм был закрыт и преобразован в музей. Сегодня в нем размещается экспозиция древнерусского искусства, а с 2004 года в Спасо-Преображенском соборе регулярно проходят службы.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100