Русская православная церковь

Миропомазание

Миропомазание

Миропомазание — одно из христианских таинств, второе по порядку совершения, существующее в православной церкви. Помазание чела (=лба), очей (=глаз), уст (=губ), ноздрей, ушей, персей (=пальцев), рук и ног священным миром, с произнесением слов "печать дара Духа Святого", сообщает человеку, через крещение вступившему в состав церкви, силы благодати Божией, необходимые для укрепления и возрастания его в жизни духовной, соответственной заповедям христианства.

Учреждено таинство миропомазания самим Иисусом Христом и апостолами. Первоначально дары Святого Духа сообщались через руковозложение, но когда последнее сделалось специальной формой таинства священства и число христиан возросло настолько, что не было возможности самим апостолам непосредственно преподавать дары Святого Духа всем крещаемым, место руковозложения заступило помазание миром.

На первых порах миропомазание совершалось епископами, от времени до временя посещавшими с этой целью свои епархии. Если епископ сам совершал крещение, то оба таинства совершались одновременно, одно за другим. С 4 века миропомазание на Востоке всегда непосредственно следует за крещением, причем совершителями его становятся пресвитеры. На Западе чем далее, тем более это таинство (конфирмация) отделяется от крещения и совершается лишь епископами, причем с миропомазанием обязательно соединяется и возложение рук. Тридентским собором этот порядок совершения миропомазания в католической церкви возведен в общеобязательный церковный канон. Современная восточная церковь руководится правилами Второго и Шестого вселенских соборов, которые говорят о помазании миром, а о руковозложении вовсе не упоминают.

Кроме миропомазания над крещаемыми младенцами, в православной церкви совершается миропомазание и над теми из обращающихся к церкви, по прежнему вероучению которых не существует непрерывного иерархического преемства от апостолов и, следовательно, нет законного священства, необходимого для преподавания даров Святого Духа (протестанты, русские раскольники разных сект). Из католичества присоединяются к православию через миропомазание только те, которые не успели еще принять конфирмацию. Лица, отступившие от православия в ересь или раскол и снова возвращающиеся в церковь, принимаются в нее без повторения миропомазания, через таинство покаяния.

Православная церковь, следуя примеру церкви ветхозаветной, а ближайшим образом — церкви византийской, совершала миропомазание над русскими правителями, при их короновании. Это миропомазание не являлось особым таинство, или повторением того миропомазания, которое совершалось при крещении (подобно тому, как поставление известного лица в епископа не есть повторение посвящения его в священники). Миропомазание правителей было лишь особым видом, или высшей степенью, таинства миропомазания, в которой сообщались особенные высшие благодатные дары, необходимые правителю ввиду особенного назначения его в мире и церкви. Одновременно с правителем миропомазание совершалось и над его супругой, с тем различием, что у нее помазуется лишь одно чело, тогда как у Государя помазуются чело, очи, уста, ноздри, уши, грудь и обе стороны обеих рук.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100