Русская православная церковь

Покаяние

Покаяние

Покаяние — одно из семи христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом. В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо разрешается от всех грехов самим Иисусом Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения.

Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов пред священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле ("Чин" исповеди печатается в "Требнике", а также отдельно). В Ветхом Завете покаяние сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и тому подобном. Позже пророки возвысили понятие о покаянии и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного и перемены жизни к лучшему.

Евангелие понимает покаяние не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение существа. Во времена апостольские обозначаются два вида покаяния: тайного, перед священником, и открытого, публичного, перед всем обществом церковным. Во втором и третьем веках о существовании публичного покаяния говорят Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан. В третьем веке покаяние было подробно регламентировано для так называемых падших, то есть отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени покаяния (по мнению некоторых ученых — три или пять): плачущих, слушающих, припадающих и предстоящих, или вместе стоящих. "Плачущие", стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь."Слушающие" стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними удалялись из храма. "Припадающие" стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами. По выходе "слушающих" они "припадали" ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма. "Предстоящие" занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных только тем, что не могли ни делать приношений в церковь, ни причащаться священных таинств.

Публичному покаянию в древней церкви подвергались не только падшие, но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного покаяния был иногда очень продолжителен: покаяние падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского собора — 6 лет, по правилам Первого Вселенского собора — 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного покаяния иногда сокращался. Иногда такое сокращение делалось и по усмотрению самой церкви. Были случаи добровольного публичного покаяния, как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительной виновности. Грехи, от которых очищались публичным покаянием по суду церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и делание фальшивой монеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с половины третьего века в церквах был учрежден особый чин священника-духовника, который наедине выслушивал исповедь подлежавшего публичному покаянию. Но это учреждение скоро было отменено, а вслед за тем перестало существовать на Востоке и публичное покаяние (около 400 года).

В православной церкви существует правило, по которому каждый православный должен приступать к таинству покаяния не менее одного раза в год (обыкновенно — в Великом посту, а также в другие три поста— Рождественский, Успенский и Петров). Священник обязан хранить исповедь в тайне — за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. Если бы, однако, кто-либо на исповеди объявил о своем злом умысле против царя и общественного порядка и при этом не выразил бы раскаяния и решимости оставить свое намерение или тайно, но умышленно произвел в народе соблазн, могущий иметь вредные последствия для церкви и общества (например вымышленное чудо) и, исповедуясь, не изъявил намерения уничтожить соблазн публичным раскаянием в обмане, священник должен немедленно обо всем донести архиерею. Подробности исповеданного, однако, он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних. Священнику запрещается пользоваться исповедью как средством для каких-либо вымогательств и личных просьб. Плата священнику за исповедь запрещена и государственными, и церковными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха, и не иначе, как с разрешения архиерея.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100