Русская православная церковь

Посвящение в сан (рукоположение)

Посвящение в сан

Посвящение в сан — на церковном языке возведение того или иного лица, посредством установленного таинства или церковного обряда, в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители, то есть в низшие церковные должности (чтеца, певца, иподиакона), посвящение совершается через руковозложение, в степень священства (диаконы, пресвитеры, епископы) — через рукоположение.

Первое, то есть руковозложение не относится к таинству священства, а есть только обряд, дающий посвящаемому право на одну из должностей в церкви. Второе, то есть рукоположение — акт таинства священства, сообщающий посвященному особые благодатные дары. Руковозложение совершается среди церкви. Чтеца и певца — перед чтением часов, по облачении архиерея, иподиакона — по прочтении часов, перед началом литургии. Посвящение в диакона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время литургии: хиротония диакона — после освящения даров, вслед за произнесением слов "и да будут милости великого Бога...", священника — после перенесения святых даров с жертвенника на престол, епископа — перед чтением Апостола.

Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для того молитвы, посгригает крестовидно волосы на голове посвящаемого и надевает на него короткую фелонь (фелонь или риза — длинная и широкая одежда православного духовенства без рукавов). После второй молитвы, архиерей велит посвящаемому прочитать из апостола (так как чтение апостола за литургией составляет одну из обязанностей «чтеца» церковного). Затем с него снимается фелонь и надевается стихарь (стихарь - священная одежда, прямая, длинная, с широкими рукавами). Архиерей, благословив посвящаемого, читает ему поучение об обязанностях чтеца и дает ему в руки лампаду (подсвечник со свечой), с которой посвященный и стоит во время литургии.

Посвящение в иподиакона состоит в том, что, по облачении посвящаемого в стихарь, иподиаконы надевают на него орарь (крестообразно, через плечи). Архиерей, возложив на голову его руку, читает посвятительную молитву, после которой умывает руки над сосудом, который держит посвящаемый. После возгласа: "И да будут милости...", посвящаемый отводится иподиаконами в алтарь, где вступает в отправление иподиаконских обязанностей.

При Посвящении в диакона два иподиакона приводят посвящаемого перед царские врата. Диакон в алтаре провозглашает "повели", другой диакон — "повелите", протодиакон — "повели, преосвященнейший владыко"! Это троекратное восклицание указывает на то, что в древней церкви в избрании на каждую степень священства принимали участие народ (прихожане) и клир местной церкви: первое восклицание выражало собой согласие прихода, второе — клира, а третье относилось к архиерею. Посвящаемый трижды обводится вокруг престола, затем архиерей полагает край омофора на голову его и, возложив на нее руку, произносит так называемые «совершительные» слова таинства: "Божественная благодать, всегда немощная врачующих проручествует благоговейнейшего иподиакона (имя) во диакона. Помолимся, да приидет на него благодать Святого Духа". Далее следует ектения о новопосвященном. Архиерей полагает ему на плечо орарь, надевает ему поручи, причем архиерей возглашает, а клир поет трижды «Аксиос!» (в переводе с греческого – «достоин»). Ему дается рипида (принадлежность богослужения в православной церкви в виде веера или опахала), с которой он становится у престола.

Посвящение во священники совершается почти таким же образом, как и хиротония диакона. После произнесения совершительной и других молитв архиереем, посвящаемому даются епитрахиль, фелонь и книга "Служебник", после чего новопосвященный становится у престола между священниками.

Посвящению во архиереи предшествует его "наречение" в святейшем синоде. В собрании всех членов синода читают указ об его избрании. Членами синода совершается краткое молебствие. Первый архиерей произносит ектению с прошением о новонареченном. Новонареченный говорит речь, после которой архиереи садятся и сажают с собой новонареченного. Само рукоположение во епископа совершается непременно тремя или двумя епископами, ибо все епископы равны между собой и один не может посвящать себе равного. Перед литургией архиереи в облачениях выходят на середину церкви, на амвон. Туда приводится из алтаря новопосвящаемый и становится на нижний конец "орлеца" (орлец - небольшой круглый ковер с изображением одноглавого орла). Протодиакон возглашает: "Приводится, избранный и утвержденный, хиротонисатися во епископа богоспасаемых городов (названия городов)". Наконец, он ставится на главу орла и, на соответствующий вопрос, читает изложение учения о воплощении Сына Божия, дает обет соблюдать каноны апостолов, 7 вселенских и 9 поместных соборов, охранять мир церковный, повиноваться синоду, управлять вверенной паствой в страхе Божием, ничего не делать вопреки священным правилам по принуждению сильных, не входить в дела других епископов и так далее. Затем он произносит присягу о повиновении самодержавной власти и обещает никого без крайней нужды не предавать анафеме, с противниками церкви поступать кротко и благоразумно, монахов держать в строгости, священнослужителей сверх нужды не ставить, ежегодно обозревать епархию, наблюдать, чтобы ложных чудес не выдумывали, в мирские дела не входить. Наконец, новопосвящаемый приносит присягу об исполнении обязанностей по совести и в страхе Божием.

Рукоположение в епископа совершается перед чтением апостола. Посвящаемый становится на колени перед престолом, полагая на него крестообразно руки и голову. Архиереи возлагают ему на голову раскрытое евангелие. Первенствующий архиерей возглашает молитву посвящения, затем архиереи полагают правые руки на голову посвящаемого. Его одевают в саккос, омофор, панагию, митру, при пении: «аксиос». По окончании богослужения, когда архиереи разоблачатся, первенствующий возлагает на новопосвященного архиерейскую рясу, панагию, мантию, камилавку и клобук, дает ему четки и на амвоне, в виду народа. Вручает жезл пастырский. С амвона он благословляет народ обеими руками на восток, юг, запад и север.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100