Русская православная церковь

Священство

Священство

Священство — название одного из таинств церкви христианской, в котором через известный священнодейственный акт, совершаемый архиереем, лицу, избранному на ту или иную степень церковной иерархии, преподается особая благодать Святого Духа, облекающая посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим — властью учить их истинам веры Христовой, совершать для них таинства церковные, руководить их в исполнении нравственного христианского закона, короче — пасти духовное стадо Христово.

Божественность установления и действительность таинства священства доказывается свидетельствами Священного Писания и священного предания. Сам способ поставления на ту или иную степень священства указан в примере апостолов и в их наставлениях, в свидетельствах отцов церкви, в правилах вселенских соборов. Священство имеет три степени: диакона, пресвитера и епископа. Этим трем степеням благодать при посвящении дается не в одинаковой мере: в меньшей — диакону, большей — пресвитеру и наибольшей — епископу. Епископ есть первый и главный учитель, первый священнослужитель и главный правитель (архиерей) в своей епархии. Пресвитер, через посвящение от епископа, получает власть совершать таинства (кроме священства) и все богослужения в своем приходе. Диаконы суть только способники и сослужители епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений.

Таинство священство, раз совершенное, не повторяется в той же степени, так как преподанная благодать пребывает неизменной. Ни диакон, ни пресвитер, ни епископ не рукополагаются в другой раз в тот же сан, но диакон может быть произведен, через новое посвящение, в пресвитеры, а пресвитер может быть поставлен в сан епископа. Церковь православная всегда держалась правила не повторять рукоположения, если оно совершено было правильно, хотя бы в обществах и неправославных. В древности, например, она принимала в том же священном сане обращавшихся в ее лоно кафаров и донатистов, а ныне принимает католиков. Собор римский осудил Доната за вторичное рукоположение епископов и пресвитеров, выказавших слабость во время гонений.

Совершать таинство священства, то есть рукополагать в диаконы и священники, может только епископ, а в епископы — собор епископов, числом не менее двух. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все его домашние — православные христиане. Хотя со всей решительностью седмеричное число таинств признано в церкви лишь в 13 веке, но и в тех случаях, когда исчисляются не все семь таинств, священство значится всегда между исчисленными, если даже их названо не более четырех. К доказательствам особого благодатного достоинства таинства священства относится и то обстоятельство, что все существующие и прежде существовавшие христианские секты, отторгшиеся от восточной церкви, удерживают священство, признавая его не за простое священнодействие, а за благодатное таинство.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100