Русская православная церковь

Адриан

Адриан

Адриан (в миру Андрей) — 10-й и последний патриарх всероссийский. Родился в 1636 году, умер 15 октября 1700 года. Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Адриан умел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским.

В патриархи Адриан возведен в 1690 году, 24 августа. Десятилетняя деятельность Адриана, заключившая собою патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, данная им 26 декабря 1697 года Рожественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Великого Петра. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и прочее, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и черные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах.

Точно так же другое его распоряжение (от 1698 года), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа. Несмотря на то, что Адриан позволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи "о святительском суде".

При патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды и Сильвестра Медведева. Первые учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа до произнесения слов установленной евхаристии, а Медведев доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге "Щит вера", оставалось ненапечатанным.

Патриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из коих некоторые были напечатаны. Из них важнейшие: представленная в Палату об уложении "Записка о святительских судах" и "Грамота о бороде".



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100