Русская православная церковь

Иоаким

Иоаким

Иоаким — девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 году оставил военную службу и принял монашество, в 1664 году сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу.

В 1672 году Иоаким поставлен был в митрополиты новгородские. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 года Иоаким возведен был на патриарший престол. В 1675 году он созвал в Москве собор, которым постановлено было, чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лиц духовного чина ни в чем не судили и ни в чем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только "на непослушников и непокорников". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 году, исходатайствовал и царскую грамоту.

Собором 1675 года отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей тех лиц духовного сана, который не принадлежали к патриаршей области. Уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 году Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин. На соборе 1675 года рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения. Изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 года признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 года об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги и взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные.

Вообще Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников "молением и учением". Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьих сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: "Извещение о чуде", "О сложении трех перстов", "Поучение ко всем православным христианам", слово благодарственное "Об избавлении церкви от отступников", "Слово против Никиты Пустосвята", Иоакиму приписывается еще "Увет духовный" — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли, впрочем, он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе "Увета" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим.

Во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 года главным действующим лицом со стороны православных был не Иоаким, а Афанасий, архиепископ холмогорский. "Увет" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.

При Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времена пресуществления святых даров в таинстве евхаристии — волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу. К ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи. Иоаким предпринял опровержение учения "папейников", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Иерусалимский патриарх прислал, между прочим, "Православное исповедание" Петра Могилы, которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды, выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, открытого патриархом Иоакимом и царем Феодором Алексеевичем в 1679 году.

После мятежа 1689 года и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого, замышлял убийство Иоакима, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 году собрал на собор архиереев и все московское духовенство, которым торжественно осуждено было учения "папежников". В опровержение этого учения Иоаким также собирался издать сборник "Остен", но смерть патриарха, 17 марта 1690 года, помешала этому предприятию. В завещании Иоакима содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам.

 При Иоакиме, в 1687 году, киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху. При нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при И. и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100