Иосиф — пятый патриарх московский и всея Руси (с 1642 по 1652). Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству.
Замечательными событиями патриаршества отца Иосифка были:
• Прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины. Сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия.
• Рассылка в 1646 году "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России.
• Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми). Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства, в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и так далее, а также много своевольных изменений и дополнений. При последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядства эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой.
• Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ.
• Посылка на Восток Арсения Суханова, для сличения веры русских с верой греков. При преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ.
• При Иосифе, хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него — так называемая "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, в т. д. Иосиф посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал.
Темное пятно на памяти Иосифа — корыстолюбие. Он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области.