Русская православная церковь

Псковская школа иконописи

Псковская школа иконописи

Мысль о сформировавшейся Псковской школе иконописи высказали художники А.В.Грищенко, а позже И.Э.Грабарь. Они тщательно изучили иконы, которые находили во Пскове и установили их своеобразие.


 
Псковская школа сформировалась в 14 веке и развивалась до середины 16 века. Характерными признаками псковских икон являются ярко выраженная контрастность цветов, тяжеловесность изображений и темнота красок. Лики святых мрачные с прожилками белого цвета. Святых изображали как правило на золотом или темно-желто фоне. Основным цветом на иконах является темно-вишневый в комбинации с темно-синим и темно-зеленым.

Другим характерным признаком работы псковских иконописцев является густая штриховка – иноколь. Она выполнена золотистыми красками. Темная краска для ликов называлась санкирь. Нос святого как правило был высветлен. Высветление в фас называлось «капелькой», в профиль – «башмачок».

Наиболее известными иконами Псковской школы стали «Собор Богоматери», «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» и «Сошествие во ад».

Икона «Сошествие во Ад» отличается сильной контрастностью. Здесь использовались красный, темно-зеленый и темно-коричневый цвета. Христос облачен в красное одеяние, что на русских иконах никогда не встречалось. Заметны также белые блики.
 
Икона «Богоматерь Одигитрия со святыми Василием Великим и Киром» также имеет уникальную черту: Богоматерь изображена с золотой серьгой в мочке уха. Для русской иконописи это нонсенс.
 
Икона «Св. Троица Ветхозаветная» уникальна тем, что на ней представлена ветхозаветная сцена жертвоприношения: уникально то, что тельца закалывает не слуга, а Авраам собственноручно. Такое встречается исключительно на псковских иконах.

К 15 веку меняются приоритеты псковских иконописцев: живописность утрачивает былые позиции, иконописцы сосредоточиваются на экспрессивности графики.

 

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100