Русская православная церковь

Андрей Рублев

Андрей Рублев

Биографических сведений об Андрее Рублеве сохранилось не очень много. Это связано и с тем, что он жил и творил около 500 лет назад, и с тем, что искусство в Средние века на Руси было «обезличенным» и «надындивидуальным». Самым главным и важным считалось само произведение, будь то список с византийской книги, храм или икона, а имена их создателей уходили не то что на второй, но даже на последний план. Несмотря на это имена создателей шедевров древнерусского искусства вошли в историю, хотя и без подробных биографий и списков произведений.

О детстве и юности Андрея Рублева ничего не известно. Предположительно он родился 1370-1380 гг. в Московском княжестве в семье ремесленника, с детства увлекался иконой. Имя Андрей он получил при постриге в монахи, а его настоящее имя тоже неизвестно. Монашеский сан А. Рублев принял, скорее всего, в Троицком монастыре, где был в 90-е гг. 14 в. послушником у Никона Радонежского, преемника Сергия Радонежского. Одной из его ранних работ можно предположительно назвать миниатюру евангелиста Матфея, украшающую «Евангелие Хитрово». Но прямых доказательств этому нет.

Имя А. Рублева впервые упоминается в летописи, описывающей 1405 г. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца «чернец Андрей Рублев» расписывает только что построенный Благовещенский собор Московского Кремля. Это свидетельствует о высоком мастерстве А. Рублева как художника, и хотя его имя в списке мастеров стоит на последнем месте, он, несомненно, принимал не меньшее участие в росписи собора, чем его товарищи. Иконостас Благовещенского собора стал примером для подражания. Дело в том, что в византийских и первых русских церквях алтарь отделялся от церкви невысокой преградой, в Благовещенском же соборе эта преграда стала стеной, покрытой иконами.

Выделяют четыре яруса (чина) в иконостасе: деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий. В деисусном ярусе в центре находится фигура Христа, по обеим сторонам от него – фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя, обращенные к нему. На праздничном ярусе размещены иконы, посвященные двунадесятым праздникам, в пророческом и праотеческом – иконы на библейские сюжеты. Все фигуры христианского пантеона выписаны в единой манере: в спокойных позах, с чуть склоненными головами, их фигуры обведены плавными линиями, среди красок преобладает синий цвет. В образе Христа отражается милосердие и сочувствие, которых не было еще несколько веков назад.

С иконостасом связана одна из загадок, опутывающих личность А. Рублева: самого Благовещенского собора, который расписывал художник в 1405 г. не стало уже через 9 лет, на этом месте несколько раз возводились новые храмы другой планировки и конструкции. Сегодняшний Благовещенский собор значительно больше первоначального, но частично сохранившийся иконостас работы А. Рублева и Прохора из Городца прекрасно вписывается в него, в собор же 1405 г. он бы просто не поместился.

Живопись А. Рублева удивительным образом сочетала в себе черты классической византийской манеры письма и уже сложившиеся к тому времени московские традиции иконописи, которая отличалась мягкостью и душевностью. В результате у А. Рублева сложился собственный неповторимый стиль, основанный на синтезе лучшего, что можно было взять из византийской и русской иконописных традиций.

В 1408 г. А. Рублев вместе с Даниилом Черным приступает к росписи Успенского собора во Владимире. Ему принадлежат фрески, украшающие стены собора (единственные из дошедших до наших дней), а также иконы для иконостаса. Живописный стиль А. Рублева к этому времени уже полностью сформировался и окончательно отошел от византийских традиций, для которых было характерно изображение Христа как грозного Судьи, выносящего людям приговор. Христос на иконах А. Рублева очень похож на людей, сострадает им и дает надежду на прощение.

После росписи Успенского собора А. Рублев предположительно работал в Звенигороде. Об этом нет точных исторических свидетельств, но на основе стилистического анализа, которому подверглись найденные в Звенигороде иконы Христа, апостола Павла и архангела Михаила, можно предположить, что они принадлежат кисти А. Рублева. Они так и стали называться – «Иконы Звенигородского чина». Фигуры выписаны плавными линиями в теплых тонах, за счет чего достигается особая выразительность, кажется, по выражению их лиц можно понять, о чем они думают. Христос сосредоточен, архангел Михаил грустит, апостол Павел серьезен и задумчив. О чем же они думают? Конечно, их мысли обращены к людям, к добру, гармонии, справедливости. Иконы были написаны довольно большого размера и могли подойти только большому храму, но ни один из существовавших в то время в той местности соборов не имел достаточных размеров. Так для какого же храма предназначались эти иконы? Это еще одна загадка, связанная с личностью А. Рублева.

В середине 20-х гг. 15 в. А. Рублев работает в Троицком монастыре. К этому же периоду предположительно относится и знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма, но точная дата ее написания неизвестна. «Троица» была написана на сюжет об Аврааме и Сарре, у дома которых в тени деревьев расположились три ангела, которые представляли собой единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Этот сюжет часто использовался в иконах, рядом с ангелами изображали также хозяев дома, Авраама и Сарру, а в самих ангелах можно было точно узнать и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но А. Рублев по-новому осмыслил и передал этот сюжет. На первый план он выдвинул фигуры ангелов, сидящих за столом, а на заднем плане оставил только силуэт дома и дуб. Таким образом, вся смысловая нагрузка легла на образы Бога. И вот здесь кроется главный смысл, который А. Рублев стремился передать: все ангелы равны друг другу, среди них нет Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, и в то же время в каждом из них присутствуют черты всех ипостасей Бога.

В 1428 г. А. Рублев расписывает церковь Спаса в Андрониковом монастыре. От фресок до наших дней дошли только небольшие фрагменты орнамента. Здесь же он умирает в январе 1430 г.

Живопись Андрея Рублева буквально перевернула духовное сознание русских людей Средневековья. Раньше они видели в Боге образ, навязанный Византией, а именно образ строгого и карающего судьи. Иконы же А. Рублева стали завершающим этапом в становлении принципиально русского понимания Бога: умиротворенного, сострадающего, дающего людям надежду. Словами трудно передать то впечатление, которое производят иконы А. Рублева, но это можно почувствовать, стоит лишь к ним внимательно приглядеться. На иконописи А. Рублева было основано целое направление в живописи 15-16 вв. В 1551 г. Стоглавый собор признал иконы А. Рублева образцом для подражания, с 17 в. в разных местностях его стали чтить как святого, а в 1988 г. он был причислен Русской православной церковью к лику святых.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100