Русская православная церковь

Никитин Гурий

Никитин Гурий

Никитин Гурий — кормовой, а после - жалованный царский иконописец. Гурий Никитин родом из Костромы. В 1660 году он был вызван для работ в Москву.

В 1661 году игумен Данилова монастыря в Переславле Залесском Савва подрядил Никитина вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Святой Троицы. В продолжение 1661—1662 годов они писали "во главе и закоморех", но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях. Высланный из Костромы в Москву в 1666 году, он работал по возобновлению стенной росписи Архангельского Собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи.

С января по май 1668 года по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: "Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями" и "Пречистой Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты". Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитию игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокессарийского.

В 1670 и 1671 годах Никитин вместе с другими ярославскими и Костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в строившемся тогда Успенском соборе в Ростове. В 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, "как самые добрые мастера", там же написали для Государя две иконы: "похвалы Пречистой Богородицы полное, да собор Пресвятой Богородицы полное". В 1678 году, работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные. Благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена.

В 1680 году под руководством Никитина была исполнена стенопись в церкви Ильи пророка в Ярославле, а в 1685 году — в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений второй половины 18 века, Гурию принадлежала самая важная роль: он "знаменил", то есть, вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже заканчивали письмо другие иконописцы.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100