Русская православная церковь

Митрополит

Митрополит

Во главе русской церковной иерархии до введения патриаршества (в 1589 году) стоял митрополит. До 14 века Русь представляла собой одну митрополию, с местопребыванием митрополита сначала в Киеве (до 13 века), затем во Владимире-на-Клязьме и с 14 века — в Москве.

С усилением литовско-русского государства начинаются стремления литовских князей стать в церковных делах в независимое положение от северо-восточной Руси. Начинаются попытки создать особую митрополию в Киеве, что и удается в середине 15 века. Вопрос о том — кто был первым митрополитом на Руси — спорный. Известие, что первым митрополитом был Михаил, приехавший с Владимиром в Киев и крестивший киевлян, большинством ученых отвергается. Более вероятно, что первым митрополитом был Леонтий.

Первые митрополиты не только избирались, но и посвящались в Греции, хотя это не мешало им быть вполне независимыми в области внутреннего управления русской митрополией: решение митрополита не требовало утверждения патриарха, а считалось окончательным. Такая независимость была обусловлена, главным образом, отдаленностью от Византии. Константинопольский патриарх ревниво оберегал правило, чтобы русские митрополиты поставлялись исключительно из греков, русские же князья стремились передать митрополию в руки русских по рождению. Это вело к спорам, обыкновенно, впрочем, не имевшим важных последствий.

После Леонтия митрополитами были два грека: Иоанн и Феопемпт (1037—1048). Затем кафедра, по случаю войны Ярослава с греками, оставалась 3 года вакантной. В 1051 году "Бог князю вложи в сердце" созвать собор из русских епископов и поставить митрополитом русского, Илариона (1051—1062). Хотя Иларион испросил себе благословение константинопольского патриарха, но это был первый митрополит, поставленный без участия Византии. После его смерти на митрополичьей кафедре видим опять греков Георгия (1062), Иоанна Второго (1080), Иоанна Третьего (1089). Только в конце 11 века мы встречаем митрополита из русских, Ефрема (1089—1097), бывшего раньше епископом переяславским. Но он получил посвящение в Греции. Дальше опять греки: Николай (1097), Никифор (1104), Никита (1122), Михаил (1130). Последний не поладил с Изяславом Мстиславичем, покинул паству в самый разгар княжеских смут и ушел в Грецию. Тогда великий князь созвал в 1147 году в Киеве собор епископов для избрания митрополита из русских. Был выбран Климент Смолятич. При выборе его произошел раскол между греческой и русской партией среди епископов. Перевес одержала русская партия, и противники Климента подверглись преследованию. Но Климента не признавал и соперник Изяслава, Юрий Долгорукий, который как только стал великим князем, изгнал его, а митрополитом стал присланный из Греции Константин (1156). Последний оставался митрополитом недолго.

В 1158 году Изяславичи овладели Киевом, Константин был изгнан и скоро умер в Чернигове. Митрополитом был прислан из Греции Феодор (1161—1163). Когда, после смерти последнего, Ростислав хотел возвратить митрополичью кафедру Клименту, патриарх, без его согласия, прислал митрополита Иоанна Четвертого. Ростислав протестовал, и его едва уговорили принять митрополита. Но великий князь на этот раз твердо заявил, что если еще раз повторится назначение митрополита без его согласия, то он не только не будет принят, но будет издан закон "избирать и ставить митрополитов из русских с повеления великого князя".

После Иоанна Четвертого следовал Константин Второй, при котором Андрей Боголюбский сделал первую попытку к разделению русской митрополии, обратившись с просьбой к патриарху поставить представленного князем кандидата Феодора в митрополиты владимирские. Патриарх не согласился и поставил Феодора только в епископы. Последний выказал сопротивление митрополиту, был затем выдан ему, искалечен и сослан на Песий остров в вечную ссылку. Преемниками Константина Второго были: Никифор Второй (1182), Матфей (1201), Кирилл Первый и Иосиф (1237), пропавший без вести во время разорения Киева Батыем. На его место был избран Кирилл Второй (1238—1280) из русских. Он не жил постоянно в разоренном Киеве, но разъезжал по митрополии, дольше всего оставаясь во Владимире-на-Клязьме.

При Кирилле Втором и, главным образом, благодаря его содействию, определились отношения монголов к русской церкви и к духовенству, для которого митрополит выпросил у хана Менгу-Темира ярлык, освобождавший духовенство от дани и пошлин. Преемником Кирилла был грек Максим (1283—1305), который по отношению к татарам держался политики своего предшественника; подобно последнему, он также долго вел кочевую жизнь, пока, наконец, в 1299 г. не поселился окончательно во Владимире.

Перенесение митрополичьей кафедры на север возбудило соперничество в Галиче, где внук Даниила, Юрий Львович, задумал основать самостоятельную митрополию и послал для этого в Царьград кандидатом Петра. Но последний, после смерти Максима, был посвящен митрополитом всея России (1308—1326). Святой Петр был постоянным союзником Иоанна Калиты во время княжеских междоусобий. Он жил почти постоянно в Москве, где заложил Успенский собор, в котором и похоронен.

Митрополичьим городом считался пока по-прежнему Владимир. Окончательно же митрополичью кафедру перенес в Москву преемник Петра, Феогност (1328—1353), также ревностный приверженец великого князя московского. Во время борьбы Иоанна Калиты с Александром Михайловичем тверским он поддерживает первого и провозглашает анафему над псковичами, принявшими к себе великого князя тверского. В Галиче в это время опять возникла мысль о самостоятельной митрополии. В 1345 году в Константинополе вопрос этот был решен в утвердительном смысле, был намечен и митрополит Феодор, купивший себе сан, но уже в 1347 году митрополия была упразднена.

В 1352 году в Киеве появляется митрополит Феодорит, посвященный тырновским патриархом. Но почти в том же году он был низложен Константинопольским собором. Преемником Феогноста еще при жизни его был избран Алексий, из рода бояр Плещеевых. В 1354 году он был посвящен в митрополиты в Греции, причем греческий собор указал, что посвящение это является исключением: на будущее время русские митрополиты должны поставляться из греков. Тогда же было постановлено не разделять русской митрополии. Это последнее постановление скоро было и нарушено. Литовский великий князь Ольгерд, желая освободиться в церковном отношении от Москвы, прислал патриарху большие дары и добился посвящения в митрополиты киевские Романа. Так как пределы митрополий не были разграничены, то соперники Алексий и Роман постоянно вмешивались в дела друг друга: Алексий не уступал Роману Киева, Роман распоряжался в Твери, где княжил родственник и союзник Ольгерда, Михаил Александрович. Смуты прекратились только со смертью Романа в 1362 году.

В 1371 году, несмотря на постановление Константинопольского собора, патриарх Филофей, уступая настояниям польского короля Казимира, поставил в Галич митрополитом Антония. Стал добиваться особого митрополита для Литвы и Ольгерд, ссылаясь на то, что Алексий связан с Москвой и совсем не обращает внимания на Литовскую Русь. Филофей посвятил в 1376 году и третьего митрополита на Русь, серба Киприана, который уже после смерти Алексия соединил в своих руках всю русскую митрополию. В Москве были недовольны этим назначением. Алексий хотел иметь своим преемником Сергия Радонежского, но тот отказался. Тогда великий князь наметил на митрополию, несмотря на протест Алексия, духовника своего Митяя (Михаила), сделав его в день пострижения архимандритом московского Спасского монастыря. Когда святой Алексий умер, Митяй, без посвящения, стал править митрополией. Прибывшего на митрополию в Москву Киприана великий князь изгнал, а Митяй после этого отправился в Константинополь для посвящения, но по дороге в 1379 году внезапно умер. Один из архимандритов, находившихся в его свите, Пимен, воспользовавшись бланком с княжеской печатью, добыл себе денег, а затем и посвящение. Когда он возвратился на Русь, то великий князь его сначала не принял, а пригласил к себе Киприана, и только не сошедшись с последним, вошел в сношения с Пименом, хотя в то же время послал в Константинополь для посвящения Дионисия. Последний хотя и был посвящен, но на обратном пути попал в руки литовцев и умер в тюрьме.

В 1389 году умер великий князь Димитрий, умер и Пимен, Киприан до самой своей смерти в 1406 году оставался единственным митрополитом на Руси. Это объясняется дружелюбными отношениями великого князя Василия Дмитриевича к литовскому князю Витовту. После смерти Киприана, по просьбе Василия, из Греции был прислан митрополит Фотий. Витовт потребовал, чтобы он жил в Киеве, и Фотий действительно около полугода оставался там, но в 1410 году переселился в Москву. Витовт стал после этого добиваться самостоятельного митрополита для Литвы. Так как в Константинополе отнеслись не сочувственно к этой мысли, то собор литовских епископов в 1416 году избрал самостоятельно киевским митрополитом ученого серба Григория Цамблака, который, несмотря на протесты Фотия и несмотря на то что не был посвящен константинопольским патриархом, правил киевской митрополией до самой своей смерти в 1419 году.

После смерти Фотия собор русских епископов избрал в 1433 году митрополитом рязанского епископа Иону. В Литве избрали кандидатом смоленского епископа Герасима, но литовский князь Свидригайло сжег его, заподозрив в измене. Когда Иона прибыл в Константинополь, то оказалось, что митрополитом на Русь посвящен уже Исидор. Последний был орудием греческого императора Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, желавших провести флорентийскую унию. Исидор ездил во Флоренцию, признал унию, стал, как униат, действовать и по возвращении в Россию, но в 1441 году был осужден собором русских епископов и бежал из-под стражи в Рим. Исидор был последним русским митрополитом из греков. После осуждения его великий князь послал опять посольство в Константинополь о посвящении Ионы, но воротил его назад, узнав, что Византия приняла унию.

Вследствие междоусобной борьбы Василия Темного с двоюродными братьями, поставление Ионы затянулось до 1448 года, когда собор русских епископов посвятил его в митрополиты. Патриарху была послана грамота, в которой поставление это объяснялось трудностью ездить в Константинополь. В 1453 году Царьград пал, после чего русская церковь получила полную самостоятельность и независимость от константинопольского патриархата. Святой Иона был последним митрополитом всея Руси. В 1458 году константинопольский патриарх униат Григорий уехал в Рим и посвятил ученика Исидорова, Григория, в русские митрополиты. С этого времени русская митрополия разделилась на две — на киевскую и московскую. В 1459 году в Москве собрался собор епископов, который поклялся не отступать от московской церкви и избирать митрополитов в Москве, по повелению великого князя, без вмешательства греков.

С этих пор великий князь приобретает все больше и больше влияния на замещение митрополичьей кафедры. Преемник Ионы, Феодосий, избран уже в Москве, без греческого вмешательства. Затем следуют: Филипп Первый (с 1464 года), Геронтий (1472), Зосима (1491) и Симон (1495). Василий Третий поставляет митрополитов без собора, по собственной воле. Преемник Симона, Варлаам, не понравившийся великому князю, был заточен в Спасокаменный монастырь, а на его место был поставлен Даниил, сыгравший такую печальную роль в деле о разводе великого князя с Соломонией. Во время малолетства Грозного Даниил пристал к партии Бельских, а потому, когда одержали верх Шуйские, его сослали в Волоколамский монастырь (1539). Был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и следующий митрополит, Иоасаф, также за приверженность свою к Бельским. Только осторожному Макарию, бывшему новгородскому архиепископу, удалось 22 года пробыть митрополитом, хотя и ему не раз приходилось терпеть от Шуйских.

В 1563 году Макарий умер. Добродушный Афанасий мог только год пробыть на митрополии и в 1564 году оставил кафедру, не будучи в состоянии вынести ужасов опричнины. Преемником его, по выбору царя, сделался соловецкий игумен Филипп, позволивший себе заявить протест против поступков царя. За это он был свергнут и заточен в Отрочьтверской монастырь, где убит Малютой Скуратовым. Далее следовали Кирилл и Антоний, но они были только безмолвными свидетелями того, что вокруг них происходило. Они даже не протестовали против браков царя, нарушавших канонические уставы церкви. При Феодоре Ивановиче митрополитом был сначала Дионисий, но в 1587 году он был свергнут за интриги против Годунова. На его место был поставлен ростовский архиепископ Иов, клеврет Годунова. Иов был последним митрополитом в прежнем смысле. Через 2 года он стал патриархом, а сан митрополита окончательно утратил свое прежнее значение и сделался простым чином, знаком отличия, каким он остается и до настоящего времени.

Положение митрополитов в древней Руси было очень высокое. Он стоял во главе церковной иерархии и являлся часто ближайшим советником князя. Первое время по принятии христианства назначение епископов зависело всецело от митрополита. Но в 12 веке устанавливается обычай, что митрополит только посвящает епископов, избирает же их вече. Когда удельно-вечевой порядок ослабел и усилилась централизация, епископов стали назначать из Москвы, и роль митрополита в этом назначении сделалась более активной, хотя часто парализовалась властью князей московских. Только Новгород до своего падения (в 1480 году) сохранил свою независимость от московского митрополита. Вече продолжало избирать себе владыку, который лишь для посвящения ездил в Москву. Сообразно увеличению или уменьшению роли митрополита при назначении архиереев, увеличивалась или уменьшалась власть его в епархиях. В удельно-вечевой период, когда каждая епархия стремилась сделаться самостоятельной, она была невелика, зато с падением уделов увеличивается.


 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100