Русская православная церковь

Православный храм: устройство

Православный храм: устройство

В православной церкви под именем «храм» разумеется особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему здание или только часть здания, служащая для той же цели. С древних времен в православной церкви храмам усвояются различные наименования:

• Дом Господень. В первый раз это название встречается в правилах Анкирского собора (314 год).

• Дом Божий (domus Dei). Это название заимствовано из Священного Писания Ветхого Завета и в церковной практике встречается очень рано.

• Базилика (Basilica) - царские чертоги, вошедшее в употребление после того, как Константин Великий отдал церкви некоторые общественные здания, называвшиеся базиликами, и построил новые храмы по образцу базилик.

• Церковь. Это наименование встречается уже в Священном Писании. Оно обозначает и место собрания, и самое собрание верующих.

• Дом молитвы. В Священном Писании это наименование усвояется храму иерусалимскому и молитвенным домам иудеев. Отсюда оно было перенесено и на христианские храмы.

• Собор — наименование синонимическое со словом «церковь», прилагавшееся к православным храмам в отличие от собраний еретических.

• Трапезный храм – построенные в честь мучеников на гробах их. 

Позднее храмам стали прямо присваивать название лица или события, в честь и воспоминание которого он построен. Наименования, обозначающие положение данного храму в ряду других:

• Ставропигиальный — храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Святого Синода;

• Кафедральный — главный храм епархиального архиерея;

• Приходский — храм в котором совершается богослужение причтом для данного прихода;

• Кладбищенский храм.

Слово храм вошло в употребление не ранее 4 века, потому что так называли капища своих идолов язычники, а отвращение христиан ко всему языческому было столь велико, что они не хотели заимствовать оттуда даже и названий. Иисус Христос, явившись среди народа иудейского, посещал священные места иудеев — иерусалимский храм и синагоги, но посещение их не вменил в обязанность Своим ученикам и последователям. Заповедав поклоняться Богу на всяком месте, Иисус Христос для совершения действий, долженствовавших служить основанием новозаветного богослужения, избирал особые места. Так, Он Сам молился Отцу Своему в саду Гефсиманском и на горе Елеонской, а таинство евхаристии установил в горнице большой, устланной. Таким образом, получает свое начало христианский храм. Апостолы и первые христиане из иудеев посещали иногда храм иерусалимский и синагоги, для молитвы и проповеди об Иисусе Христе. Но эти посещения прекращаются со времени гонения, воздвигнутого на христиан, и после определения отношения обрядового закона Моисеева к христианскому учению на апостольском соборе (42 год). Вскоре после того храм иерусалимский был разрушен (70 год). Главным местом богослужебных собраний христиан апостольского века, по примеру Иисуса Христа, служит частный дом. Так, по вознесении Иисуса Христа на небо христиане в числе 120 человек собираются в сионской горнице и пребывают в молитве.

Затем мы видим христиан, группами собирающихся в домах для совершения молитвы и евхаристии. Дом, служивший местом богослужения, переставал быть обыкновенным жилищем, или же в доме назначались для богослужения отдельные, расположенные в верхних частях дома комнаты, которые благолепно украшались. Обычай совершать богослужение в стенах частных домов долго держался и после того, как христиане получили свободу вероисповедания в Римской империи. Церковь старалась ограничить этот обычай, особенно там, где он мог повлечь за собой заметные отступления от общего строя богослужения (например, среди еретиков и схизматиков). Нет сомнения, что у христиан первых трех веков были храмы и в собственном смысле, то есть отдельные, для богослужения предназначенные здания. Гонения первых трех веков не были непрерывны. Случались более или менее продолжительные периоды покоя, которыми христиане и пользовались для устройства открытых храмов. Александр Север терпел христиан. Около 30 лет спустя император Галлиен возвратил христианам храмы, занятые язычниками. С тех пор число церквей начинает возрастать. Оптат Милевийский насчитывает до сорока обширных храмов в одном Риме. Евсевий, изображая благоденствие христиан во время продолжительного покоя, предшествовавшего гонению Диоклетиана, говорит, что вследствие умножения за это время числа христиан в каждом городе строились новые обширные X. Эдикт, которым началось гонение Диоклетиана (303 г.), направлен против христианских храмов и повелевает разрушать их. В это гонение был разрушен и знаменитый храм никомидийский.

Устройство храма

Для построения храмов христиане с древних времен предпочитают места возвышенные, подражая в этом храму иерусалимскому, построенному на горе Mopиa, равно как и общему обычаю древних народов. Алтарем храмы строятся на восток, по тому же побуждению, по которому христиане вообще обращаются в молитве на восток. Форма храмов с древних времен была очень разнообразна. Наиболее употребительными и излюбленными формами издревле служат продолговатая, наподобие корабля, и крестообразная. Издревле также употребляются формы круглая  и восьмиугольная. К наружным особенностям храмов относятся купола или главы, устраиваемые в большем или меньшем числе (большей частью — пять), колокольни или звонницы и кресты на главах.

По внутреннему своему устройству и расположению христианский храм делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь.

Притвор

Притвор составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить не только иудеи, но и язычники. В притворе христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающих, но и иудеи, еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения. В настоящее время в притворе совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение. В притворе дается в 40-й день молитва родильниц. Иногда в притворе (например, в монастырях) устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же вслед за таинством причащения для всех верующих приготавливался ужин, или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи кулич, сыр и яйца для освящения.

Средняя часть храма

Средней частью храма называется та, которая расположена между притвором и алтарем. Принадлежности этой части храма — амвон (кафедра в древней церкви, с которой читали Евангелие и Послания). Архиерейский амвон устраивается среди храма и имеет две или более ступени. Он называется также облачальным местом, так как на нем архиерей облачается, пребывает в продолжение известной части литургии и совершает некоторые службы (например, молебен, панихиду). На архиерейском амвоне ставится обыкновенно седалище, называемое кафедрой. Далее идут:

• Солея - пространство, которое непосредственно предшествовало алтарю или святилищу и возвышалось несколькими ступенями над амвонами, где стояли низшие клирики. На солее, принимали евхаристию все, кому воспрещен был вход в алтарь: все верные, не принадлежавшие к клиру и не исправлявшие никакой церковной должности, а также и клирики виновные в большом грехе.

• Клиросы – (клирос) место в православном храме, где помещается во время богослужения клир, то есть причетники — чтецы, певцы (певчие), а также лица священного сана, например диаконы, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и пении. В каждом храме имеются обязательно два клироса, правый и левый, оба на возвышенной предалтарной части храма, по сторонам солеи.

• Иконостас - стена, которой отделяется алтарь от средней части в православном храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы.

Алтарь

В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол в виде равностороннего прямоугольника с положенными на нем антиминсом, крестом и Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть святых мощей в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается священными одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаре находится также обыкновенно жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

Принадлежности алтаря кроме престола - горнее место и жертвенник. В некоторых церквях над престолом устраивается сень или балдахин, иначе называемый кивopиeм (висячая металлическая дарохранительница, спускавшейся с сени алтаря и, наконец, самой сени над алтарем). Именем горнего места обозначается седалище, устраиваемое за престолом у восточной стороны и возвышающееся над полом алтаря на несколько ступеней. На него восходит и на нем восседает в известное время священнодействия архиерей. Его также называют «архиерейским троном».



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100