Русская православная церковь

Причащение

Причащение

Причащение — главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом. К причащению допускаются в церкви православной все ее члены, после должного приготовления постом и покаянием. Православная церковь преподает таинство и младенцам, причащая их одной кровью Иисуса Христа.

Причащение, по учению церкви, делает причастников "стелесниками" Иисуса Христа, скровными ему, христоносцами, участниками божеского естества. Оно споспешествует укреплению и преуспеянию христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. Православная церковь учит, что тело и кровь Христовы, вкушаемые верными, — в то же время умилостивительная жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершенно тождественна с жертвой крестной, отличаясь от нее лишь по образу и обстоятельствам жертвоприношения.

Относительно совершения таинства причащения существует обширное законодательство древней церкви и новое. В каждой церкви должны постоянно иметься запасные святые дары для причащения больных. Во весь апостольский век литургия совершалась ежедневно, и все присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией. Ныне христиане не считают себя достойными приступать к перичащению часто, а особенно — ежедневно. Поэтому церковью установлено в случае нежелания или невозможности причащаться чаще приступать к таинству не менее одного раза в год. По 50-му правилу Карфагенского собора причащение должно быть до принятия пищи.

В древности причащались отдельно тела Христова, которое священник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и святой крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. В древнейшие времена причащению предшествовало преломление евхаристийного хлеба по примеру преломления хлеба, данному Иисусом Христом на тайной вечере. В одних церквах преломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), в других — совершалось непосредственно перед раздаянием их причащающимся. У латинян каждый хлеб делили на три части, у греков — на четыре. В других местах на Востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящения даров — на три части и перед причащением — каждая из трех частей разделялась на мельчайшие части.

После "святая святым" подходили к причащению епископ, за ним — пресвитеры, остальной клир, аскеты, женщины — диаконисы, девы, вдовы — дети, наконец, все прочие присутствовавшие. Из "Постановлений апостольских" видно, что раздавал причащение сам епископ, но, по словам Иустина, в его время епископ совершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом диаконов. В последующее время епископ и пресвитеры раздавали священный хлеб, а чашу с вином подавали причащающимся диаконы. С разрешения епископа диаконы преподавали иногда и то, и другое мирянам, под надзором пресвитера.

Что касается части храма, в которой происходило причащение, то в этом отношении порядок в древних церквах был неодинаковый. В Испании к алтарю допускались только священники и диаконы. Прочие клирики приобщались на клиросе, миряне — на амвоне. У греков в алтаре причащались священники и диаконы. Это право их было утверждено собором Трулльским. Женщины принимали тело Христово в особый белый плат, после чего уже клали его себе в рот. Этот обычай продолжался (на Западе) до 7 века. Брать голой рукой тело Христово женщине запрещено было собором Оксерским. Святую кровь всасывали из чаши посредством особого рода трубки, золотой или серебряной. Обстоятельства происхождения этой трубки неизвестны. Думают, что сначала причащающиеся вкушали кровь Христову прямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям.

В века гонений верные, совершавшие таинства в катакомбах и других потаенных местах, после причащения уносили с собой в дома оставшиеся освященные частицы священного хлеба, которыми причащались дома сами, когда имели нужду в подкреплении своей веры или когда готовились к мученичеству. Об этом свидетельствуют Иустин, Тертуллиан, Киприан, святой Василий Великий. Последний категорически говорит, что в его время "в Александрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд специально для домашнего причащения и причащается когда хочет". Домашнее причащение жены-христианки совершалось иногда тайно от мужа-язычника, причащение мужа-христианина — от жены-язычницы, о чем говорит Тертуллиан. В случае болезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, святое причастие к больному приносили на дом или диакон, или низший клирик, как это видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычниками за то, что не хотел выдать им тело Христово, которое нес. Иногда это поручалось и мирянину.

Верные, по свидетельству Григория Великого, могли брать причащение с собой в путешествие. Клирики и миряне, когда несли священные дары, имели их в чистом полотенце или в сумке, повешенной через шею на ленте, иногда — в чаше золотой, серебряной или глиняной. Сосуды, в которых держалось причастие в домах, иногда были очень изящны. Такова, например, чаша, имеющая вид маленькой башни с голубем наверху и с изображением молящегося сбоку, на одном саркофаге в усыпальнице ватиканской. Собор Карфагенский 397 года постановил, чтобы причащение совершалось до принятия пищи, собор Маконский в 585 году определил подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушили бы это правило.

 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100