Русская православная церковь

Иконостас православного храма

Иконостас православного храма

Иконостас — более или менее сплошная, от северной стены храма до южной, стена, которой отделяется алтарь от средней части в православном храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы.

В этой стене три двери ведут в алтарь. Посредине иконостаса, прямо перед престолом — "Царские Врата" или «Святые Врата» -  это входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются насупротив алтаря. Называются вратами царскими оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских Вратах, при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами или святыми называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские Врата на литургии входит Царь славы "датися в снедь верным". Название «святых» им присвоено оттого, что через них выносятся священные Дары и непосвященным не дозволяется входить в них — через царские Врата могут входить только священнослужители.

Влево от царских Врат — северные врата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен.

Иконостас бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов:

• В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов. Направо от царских врат — икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках. На северных дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда — пророки, святые диаконы или святители. Затем вправо от южных дверей и влево от дверей северных ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей.

• Над первым нижним рядом икон в иконостасе помещаются: непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери Иисуса Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Девы.

• В третьем ряду иконостаса ставятся: над иконой тайной вечери — икона Иисуса Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом). По ту и другую сторону этой иконы — иконы святых апостолов.

• B четвертом ряду иконостаса ставятся иконы ветхозаветных праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия Иисуса Христа.

Впрочем, такое устройство иконостаса не всегда имеется в церквях. В древней Руси в церквях этот тип иконостаса был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов иконостаса может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство иконостаса в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения. В первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь иконостас редко доходит до потолка. Обыкновенно сверху иконостаса в приходских церквях большого размера оставляется более или менее открытое пространство.



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100