Русская православная церковь

Крещение

Крещение

Крещение — первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собой вступление в состав церковного общества. Погружению в воду или обливанию почти у всех народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян — имело особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения.

По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, при чем нарекали им имя. Как особое сакраментальное установление, крещение существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго до появления христианства, именно в период после-маккавейского восстановления культа, для так называемых "прозелитов врат". Оно заменяло для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оно существовало некоторое время, как "утверждение обрезания", его дополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий секты ессеев, у которых совершалось с особенными тайными церемониями. Упоминая об этой чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианским водным крещением, большинство исследователей отказывается, однако, находить генетическое соотношение между ними.

На почве христианства установлению собственно христианского таинства крещения предшествовало "крещение Иоанново" — Иоанна Предтечи, который, проповедуя иудеям грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого Иисуса Христа. Когда именно учреждено собственно христианское крещение, об этом существуют между богословами различные мнения. Некоторые (например, блаженный Августин) думают, что слова евангелия: сам Иисус не крестил, но ученики его, указывают на установление христианского крещения, совершавшегося апостолами по благословению Иисуса Христа. Другие относят начало его к беседе Иисуса с Никодимом, третьи — ко времени послания Иисусом Христом на проповедь семидесяти апостолов. На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи и деятельностью Иисуса Христа большинство богословов думает, что во время земной жизни Иисуса учениками его совершалось еще крещение Иоанново, а христианское крещение было установлено лишь словами, сказанными Иисусом Христом к апостолам перед вознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и святого Духа".

При апостолах крещению предшествовало наставление вере в Иисуса Христа. Самое крещение совершалось через погружение в воду, что видно из названия его, а также из крещения вельможи царицы Кандакийской апостолом Филиппом. У апостола Павла крещение называется также баней возрождения. Во времена послеапостольские взрослые готовились к крещению через оглашение. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли "слушающие", то есть заявившие о желании вступить в церковь и получившие право входа в храм для слушания священного Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, "припадающие" или "преклоняющие колена", имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли "требующие", то есть готовые принять крещение. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Святой Троице, о церкви и так далее. Перед Пасхой желавшие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор).

Местом крещения, во времена гонений на христианство, были реки, ручьи и тому подобное, причем нет указаний на то, чтобы совершался, предварительно крещению, особый чин освящения воды. Со времени Константина Великого крещение происходило в баптистериях — бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что крещение совершалось только через погружение, письменные памятники свидетельствуют единогласно.

В православной церкви взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или оглашении. Что касается младенцев, то забота о научении их вере возлагается на восприемников. До крещения взрослых нехристиан над ними совершается, в притворе церкви, три оглашения. В случае смертной опасности для крещаемого, крещение совершается по сокращенному чину. Если нет при этом священника, позволяется совершать крещение мирянину (под условием, чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и не совершил тяжкого греха), через погружение или обливание, но под непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына и святаго Духа". В случае выздоровления крещенного сокращенным способом, священник дополняет крещение чтением всех опущенных молитв, положенных по полному чинопоследованию таинства.

Имя крещаемому младенцу предоставляется выбирать его родителям. Крещаемые взрослые выбирают его сами. Если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя святого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождения крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, во избежание его искажения. Запрещается давать одно и то же имя двум детям одних родителей. Если, по ошибке, дано ребенку имя, не соответствующее его полу и ошибка замечена уже после крещения, младенца приобщают святых Тайн и во время причащения священник произносит его должное имя, о чем отмечается в метрической книге.

Вода для крещения должна быть не холодная, без примесей и не может быть ни заменяема другой жидкостью, ни разбавляема другой водой (например, богоявленской). Крещение должно быть совершаемо в церкви, на дому же — лишь в самых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы даже при подкинутии их и имелась записка, с означением что младенец крещен, но без указания — кем. Дети от смешанных браков, если один из супругов — православный, должны быть крестимы по православному обряду.

Восприемники (крестный отец и крестная мать)

Восприемники — так называются лица (обыкновенно мужчина и женщина), которые при обряде крещения, в Православной церкви, ручаются перед последней за веру крещеного. В случае надобности восприемники должны принять крестника под свое попечение и должны его наставлять в вере и благочестии. Восприемники должны быть совершеннолетними и христианами.

Восприемниками не могут быть явные грешники, монашествующие и совершенные невежды. Восприемничество заочное воспрещается. При крещении младенца мужского пола довольно одного восприемника, женского — одной восприемницы. Разрешается крестить в одной и той же воде нескольких младенцев.

Совершение таинства крещения сопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаются знакомые и родственники. Согласно традиции бабка угощает отца окрещенного младенца крестильной кашей или крестильным сбитнем — смесью соли, перца, хрена и тому подобного. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке деньги. В некоторых местностях клали на порог избы топор и горящие уголья. На них должны были наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь. Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит доброй приметой для будущего благосостояния младенца. Весьма охотно шли в восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого крестного отца будет хороший скот и хозяйство.



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100