Русская православная церковь

Лики святости

Лики святости

Юродивые

Юродивые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия — юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.

Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей, погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все юродивые Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола: "мы юроди Христа ради" послужило основой и оправданием подвига юродства. Общее название этих подвижников — юродивые.

Первой по времени Христа ради юродивой была святая Исидора (умерла около 365 года), подвизавшаяся в Тавенском женском монастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал святым Ефрем Сирин, посетивший пустыни Египта в 371 году. Из других юродивых восточной (греческой) церкви известны преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион Чудотворец, святой Симеон, преподобный Фома, святой Андрей. Вместе с христианством русские заимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразных видах. На Руси первым по времени юродивым был киево-печерский чернец Исаакий, скончавшийся в 1090 году. Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3 веков (с 14 по 16) на Руси насчитывается не менее 10 юродивых святых, тогда как в общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (с 6 по 10) не более 4 юродивых святых, принадлежащих различным странам. Не говоря уже о юродивых не канонизированных, которых было очень много в древней России (весьма многие из них упоминаются в "Святой Руси", архимандрита Леонида) и которые народом большей частью также считались святыми.

Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради юродивые. Общеизвестно смелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николой Салосом. Василий Блаженный нередко обличал Иоанна Грозного. Блаженный Иоанн Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия.

Во второй половине 16 века в Русской земле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленных церковью юродивых или которые были построены во имя их. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг — Прокопия и Иоанна, Ростов — Исидора, Москва — Максима и Василия Блаженного, Калуга — Лаврентия, Псков — Николу Салоса. С конца 16 века число юродивых в Русской земле заметно уменьшается. Только немногие из них достигли прославления.

Нельзя сказать с определенностью, как рано на Востоке появились лжеюродивые. По всей вероятности, когда восточное иночество стало утрачивать дух древнехристианского подвижничества, вместе с истинно юродивыми стали появляться и мнимо юродивые. Как рано на Руси явились мнимо юродивые — на это есть прямые указания лишь начиная с 16 века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался, что "лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают из села в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются, и кричат: святая Анастасия и святая Пятница велят им". В следующем за тем столетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф Первый (в указе 1636 года) и собор 1666—1667 годов. Церковная власть времен Петра Великого преследовала лжеюродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри "с употреблением их в труд до конца жизни". Указом 1732 года воспрещалось "впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где они кричали, пели и делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из корыстного желания обратить на себя внимание богомольцев. И в настоящее время иногда являются лжеюродивые и находят немало почитателей.

Великомученики и великомученицы

Великомученик (великомученица) - так христианская церковь называет страдальцев и страдалиц, претерпевших за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки. Служба, в честь их совершаемая, обставляется особенною торжественностью.

Чтимые Православною церковью великомученики: Артемий, Викентий, Виктор, Георгий Победоносец, Георгий Новый, Димитрий Мироточивый, Евстафий Плакида, Иаков, Иоанн Новый Сочавский, Меркурий, Мина, Пантелеймон, Прокопий, Феодор Тирон и Феодор Стратилат.

Чтимые Православною церковью великомученицы: Анастасия Узорешительница, Варвара, Евфимия Всехвальная, Екатерина, Ирина, Марина и Параскева Пятница.

Новомученники

Новомученники – святые, чтимые русской православной церковью, которые пострадали и приняли смерть за веру в Христа во время гонений на Православную Церковь в период с 1917 года (то есть с момента прихода к власти коммунистов) до наших дней.  

Преподобные

Преподобный — в христианской церкви название святого из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавшего высшее нравственное достоинство.

Страстотерпцы

Страстотерпцы — так называются в православной церкви вообще все христианские мученики, но в частности этим именем означаются иногда те из них, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа по коварству и клевете ближних — единоверцев. Таковы, например, преподобный Дула, живший в 5 веке, и Царевич Димитрий.

Исповедники

Исповедник — название в древней христианской церкви тех лиц, которые во время гонений на христианство, открыто объявив себя христианами и претерпев мучения, были пощажены мучителями и остались в живых. Такие лица пользовались особенным уважением в христианском обществе: им предоставлено было право воссоединения с церковью падших (то есть отрекшихся от Христа под влиянием мучений) путем выдачи им в случае искреннего раскаяния воссоединительных грамот.

Пророки

Пророк — библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю". В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и другие ветхие праведники. С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют собой своего рода общества, или так называемые "сонмы".

Особое развитие пророчество в этом смысле получает со времен пророка и судьи Самуила, который дал стройную организацию пророческим сонмам, или школам, сделав их источником нравственно-просветительного воздействия на народ. Эти сонмы представляли собой общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители завета, бесстрашные обличители идолопоклонства — закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако, по временам пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявшим и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни. Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой почти через всю ветхозаветную историю, но наивысшего развития пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея, когда сонмы или школы их насчитывали сотни преданных учеников и когда учителя или главы их оказывали огромное влияние не только на общественную жизнь своего народа, но и далеко за пределами своей страны (например, Елисей, Иона и другие).

Из пророческой литературы составились пророческие книги — из которых четыре принадлежат великим пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу и двенадцать малым пророкам — Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии. Иисус Христос ставил их рядом с законом Моисея. "Закон и пророки" — сделалось типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди 27 книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна — Апокалипсис, или Откровение Иоанна.

Праведники

Праведники или праведные — на церковном языке название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни, и в частности святых ветхозаветных, например, "праведный Ной", "праведные Симеон и Анна", "праведный Иов многострадальный" и прочие. Праведниками называются также лица, местно чтимые как святые, но еще не канонизованные церковью.

Столпники

Столпники — преподобные, подвизавшиеся на столпах. Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются еще ранее 4 века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Первый прославившийся своим подвигом на столпе — Симеон Столпник. Подвигу Симеона подражали в 5 веке преподобный Даниил, в 6 веке — преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим, в 7 веке — Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет, в 8 веке — Феодосий, столпник едесский, в 10 веке — преподобный Лука Столпник новый, 45 лет пребывший на столпе, в 12 веке — преподобный Никита Переяславский, в 15 веке — преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году.

Праотцы

Праотцы — церковно-библейское название для предков Иисуса Христа по человечеству. Памяти их православная церковь посвящает особую неделю в году, именно 28-ю по Пятидесятнице (за две недели до праздника Рождества Христова). В эту неделю церковь воспоминает всех ветхозаветных патриархов, от Адама до Иосифа Обручника, и всех ветхозаветных праведников, оправдавшихся верой в грядущего Мессию. В песнопениях церкви они перечисляются поименно.

 


 



Поиск

Искомое.ru

СЕДМИЦА - Православные новости за неделю Rambler's Top100